| Регистрация

Прогноз от GISMETEO.RU
10/05 Пт
день
+20..+22 °C
Зап, 1-3 м/с


Учиться никогда не рано, или Как вырастить гения


Как распознать в ребенке гения?

Учиться никогда не рано, или Как вырастить гения

В течение 25 лет в Америке проводился эксперимент по выращиванию гениев. Опыт оказался неудачным и завершился полным провалом. Из 200 детей, родившихся от нобелевских лауреатов при помощи искусственного оплодотворения, только один показал выдающиеся способности. Да и тот утопил таланты в вине, наркотиках и веселом времяпрепровождении. Как отмечают исследователи, природа гениальности оказалась гораздо более сложной, чем предполагалось ранее.

Тем не менее время от времени мы узнаем о детях с нестандартным мышлением и уникальными способностями, которые растут в самых простых, ничем не примечательных семьях. Подтверждением тому служат герои круглого стола, организованного нашей газетой: Никита Латыпов - невидящий с рождения десятилетний музыкант, Жансая Абдумалик - 13-летняя чемпионка мира по шахматам, самый молодой гроссмейстер Казахстана, Софья Берульцева - 12-летняя восьмиклассница, говорящая на разных языках, Аида Искак - выпускница школы-гимназии №8, набравшая по итогам ЕНТ 125 баллов, Мадина Шубаева - юный автор научного проекта по химии. В разговоре о том, как вырастить гения, также принимали участие директор детско-юношеского центра Наталья Романова, детский психолог школы-лицея №46 Людмила Калатур, директор детского сада «Бала би» Людмила Новикова, мама Никиты Софья Латыпова, мама Мадины Жанат Оразымбекова, мама Софьи Виктория Берульцева, дедушка Жансаи Абдумалик Аширов. Вела круглый стол главный редактор «ЮК» Марина Лимаренко.


М. Лимаренко:
- Как распознать в ребенке гения?

Н. Романова: - Работая много лет с детьми, я могу с уверенностью сказать, перефразировав Пушкина, что гениальность - это способность человека к труду. Восхищаясь математическими способностями ребенка, мы часто не придаем значения тому, сколько этому маленькому математику приходится работать. Да, конечно, генетически в него заложен какой-то процент предрасположенности к данной науке. А все остальное - трудоспособность, ежедневные занятия, совершенствование навыков.

В нашем центре занимаются шесть тысяч детей. Они все, бесспорно, одаренные, но я, как правило, замечаю трех-четырех, потому что они более активны. Их гений, помимо способностей, складывается из психологического настроя, из лидерских качеств, из поддержки родителей и педагогов, из состояния здоровья. Все вкупе дает потрясающие результаты. Родителям же надо разглядеть желание ребенка чем-то заниматься. Однако не только при тщательной опеке родителей можно взрастить талант. Сколько способных людей выходит из малоимущих семей, при нерадивых мамах.

А. Аширов: - В ночь, когда родилась наша Жансая, мне приснился мой дед, которого все считали святым человеком. Было предсказание - внучка прославит мое имя на весь мир. В нашей семье всегда было принято мальчиков отдавать на шахматы. Но Жансая - девочка, и разговора о шахматах с ней не было. Мы думали, пусть в куклы играет. Как-то ее отец играл со старшим сыном в шахматы, подошла шестилетняя Жансая и сказала, что брат (на тот момент перворазрядник) сделал неверный ход. Ее тут же отправили играть в куклы, попросив не мешать. Потом поняли, что девочка оказалась права. С Жансаей стали заниматься, и уже через год, в семь лет, она заняла первое место на соревнованиях и выполнила норму первого разряда! Такие шахматные гении, как Карпов, Каспаров, Чибурданидзе, сделали то же самое на два года позже.

М. Лимаренко: - Вы, родные, можете как-то объяснить такие способности?

А. Аширов: - У нее есть особый дар. Еще маленькой девочкой, не зная никаких шахматных стратегий и технологий, она интуитивно знала, как можно выиграть партию. Жансая тренируется шесть дней в неделю по шесть часов. Еще два у нее уходит на физическую подготовку: бег, плавание, катание на коньках.

М. Лимаренко: - А вы не замечаете, что с таким ритмом жизни она очень быстро взрослеет. Вам, как дедушке, ее не жалко?

А. Аширов: - Это серьезная жертва. Но при этом Жансая растет веселой,
подвижной, жизнерадостной. Любит играть в куклы, гулять во дворе. Обладает максимальной концентрацией и огромным терпением. Характер у нее волевой. Настрой перед игрой всегда оптимистический, она уверена в своей победе, даже если соперник выше классом.
Думаю, уже через два года Жансая станет чемпионкой мира по шахматам среди женщин. Родители вкладывают в достижение этой цели не только свою любовь, но и большие деньги. Десять тренировочных дней в Бельгии с грос-смейстером Чучеловым, к примеру, стоили семье пять тысяч евро.

С. Латыпова: - Способности гениальных детей иначе как божьим даром я объяснить не могу. Например, в нашей семье никто никогда не играл на музыкальных инструментах, даже не пел. И вдруг ребенок, который даже не видел пианино, не учился на нем играть, начинает исполнять мелодии, мало того, сочинять их сам.

Когда мой Никита родился, он ничем не отличался от других новорожденных детей. Однако к сорока дням обратили внимание на то, что он не может сфокусировать взгляд. Выяснилось, что мальчик незрячий. С тех пор мы обращались к разным специалистам как в нашей стране, так и за рубежом. Все светила в один голос заявляют, что никаких патологий, ведущих к слепоте, у него нет. По медицинским параметрам все в порядке.Никита не просто играет и сочиняет музыку. Он живет в мире звуков. Например, услышав где-то непопадание в ноты, закрывает уши и передергивается. Или, если старшая сестра иногда повысит на него голос, он просит: « Не говори со мной нотой «до», перейди на «ми».У нас дома нет телефонной книги, все номера в уникальной памяти сына.

М. Лимаренко: - А кем Никита мечтает стать?

С. Латыпова: - Он не мечтает, он живет здесь и сейчас. Не говорит: «Буду композитором». Говорит: «Я - композитор». Кем вижу его я?.. Прежде всего человеком, видящим человеком. Я не задаюсь целью вырастить гения, я его очень люблю и хочу, чтобы мой малыш в будущем состоялся как личность. Главное, чтобы был здоров и счастлив!

Н. Романова: - Мне доводилось проводить республиканский форум-фестиваль для детей с ограниченными возможностями. Не представляете, какие они талантливые! Вы когда-нибудь слышали, как поют глухие дети? Многим полноценным людям не дано и толики
тех способностей. Я на протяжении нескольких лет следила за вокальным трио незрячих мальчиков. Как тонко они чувствуют. Лишь по голосу определяли, что в моей жизни что-то изменилось, обращали внимание даже на смену духов, хотя встречались мы не чаще раза в год. А вот если бы их не привели в вокальную студию, держали дома, смогли бы они стать полноценными членами общества, тем более реализовать себя? Это преступление - не предоставлять возможность проявлять способности таким деткам. Да, надо приложить
много сил, вложить огромное количество любви, чтобы они стали лидерами. Но ведь потом все вложенное в них с лихвой они отдают людям, которые будут их окружать. Гении щедро дарят и растрачивают себя. Поэтому у них должен быть большой энергетический запас.

А. Искак: - Все начинается с семьи. Даже если родители сами не могут разглядеть способности у ребенка, нужно обязательно записывать их в кружки, секции. В моей семье всегда так было. В конце концов, каждый из нас понял, чем хочет заниматься. Но лично мне любовь к учебе, к книгам, к познанию привили в детском саду. Это был самый обычный садик около дома, без каких-то супер-навороченных программ. Наши воспитатели занимались с нами казахским языком, математикой, и мне это нравилось. Учиться нравится и сейчас.

М. Лимаренко: - Скажи, пожалуйста, что нужно, чтобы удачно сдать экзамен?

А. Искак: - Во первых, надо заниматься. Но есть еще одно условие. Во время участия в образовательной программе FLEX, на последнем этапе - интервью - я заболела и очень плохо себя чувствовала. Несмотря на это, я поехала в Тараз, где проходил конкурс, но, на удивление,
была очень спокойна. Меня это даже напугало немного. Однако я удачно прошла этап. То же самое повторилось и на ЕНТ. Весь год я переживала, так как на пробном тестировании ни разу не набирала высшего балла. Думала, спать не буду, разволнуюсь. Но мама постоянно говорила, что у меня все получится, ведь я умная и все знаю. В день экзамена я была как никогда спокойна, смогла ответить на все вопросы и подтвердила свой «Алтын белгі». Поэтому очень важными я считаю психологический настрой и поддержку родителей.

Ж. Оразымбекова: - О том, что нужно поддерживать своего ребенка, я, как мама, поняла не сразу. Хотя видела, что Мадина все время стремится к чему-то новому. С желанием все знать в школу она попала в пять лет. Сразу же стала участвовать в школьных предметных олимпиадах, выигрывать областные конкурсы. Мы жили в Сузакском районе. Когда переехали в Шымкент, дочь сама собрала все документы и втайне от меня поступила в школу для одаренных детей «Дарын». Сейчас она одна из лучших учениц.

М. Шубаева: - Вообще, мне очень нравится математика, и, возможно, в будущем я свяжу свою жизнь с этой наукой. Но в школе мне предложили поработать над проектом по химии. Целый год занималась. Проект отправили на конкурс, в котором я заняла второе место.

Ж. Оразымбекова: - То, как работала дочь, подробно изложено в печатном издании о 16-ой научной конференции по естественным, техническим и социально-гуманитарным наукам. Победа Мадины научила меня всегда быть рядом с ребенком.

В. Берульцева: - Когда моей дочери было всего два года, к нам пришли соседи, чтобы позвонить в аул родственникам. Они говорили на казахском языке, а София их внимательно слушала. После сказала, что ей очень понравился язык и она тоже хочет так говорить. Думали, каприз. Но получилось, что первые три месяца мы не выключали местный канал и смотрели по нескольку раз программу «Кұтты болсын». Песню «Көк-шаи» выучила вся семья. Решили отдать девочку в детский сад в младшую казахскую группу. Она очень способная и не по годам развитая, и, наверное, поэтому ей было неинтересно со своими сверстниками. Перевели в старшую группу. Здесь Софья быстро освоилась, но через какое-то время опять заскучала. В пять лет пришлось отдать ее в школу. Там нас встретили скептически, говорили, что ждет ее участь троечницы. Обидно было слушать. Но и в школе она показала отличные результаты. Мало того, захотела заниматься карате и в этом году уже сдает экзамены на получение черного пояса. В ней столько силы и энергии, непонятно, как она пополняет ее запасы.

М. Лимаренко: - Софья, ты в классе самая младшая. Разница в возрасте ощущается?

С. Берульцева: - Нет, я общаюсь со старшими ребятами, но чувствую себя с ними на равных. И они меня принимают и часто даже просят совета, как у будущего юриста. Мне кажется, эта работа очень интересная и как раз для меня.
М. Лимаренко: - Есть ли вероятность того, что ради достойного образования и привлекательной работы в будущем вы уедете из страны?
М. Шубаева: - Я связываю свое будущее только с Казахстаном! Не понимаю тех, кто получает знания и использует их на благо других государств. Я расцениваю это как маленькое предательство.
А. Искак: - Я думаю, что Казахстан лучшее место для реализации всех моих планов. Уезжать не собираюсь.
С. Берульцева: - У нас реально стать хорошим специалистом. А профессионалы и в Казахстане востребованы.
Л. Новикова: - По образованию я врач-педиатр. И когда говорят о способных детях, меня интересует, как будущая мамочка ходила во время беременности, что читала, ела, какую музыку слушала, как появился на свет ее малыш. У человека пять органов чувств, и если функции одного из них утрачиваются, то остальные берут их на себя. Например, случается, что при кислородном подкармливании новорожденных впоследствии теряется способность видеть. Зато активно начинает развиваться слух или обоняние. Возможно, этим и объясняются удивительные способности многих необычных детей. Однозначно любой родитель хочет только лучшего для своего сына или дочери. Ведь в семье главное - любовь и уважение к маленькому человеку. Мы должны дать ему шанс почувствовать себя лидером. Можно, конечно, это сделать и дома, но так он станет лидером только для одного человека - для мамы. А отдав его в детский сад, родители дают ему возможность научиться самоутверждаться в коллективе.
Л. Калатур: - Еще Лев Толстой сказал, что детей надо воспитывать, пока они поперек лавки лежат. Психологи утверждают, что основной запас понятий и знаний усваивается до трех лет, иногда до пяти. Всю оставшуюся жизнь человек будет получать информацию, опираясь на запасы подсознания, накопленные в детском возрасте. Те, кто считает, что домашнее воспитание ничем не хуже
детсадовского, ошибаются. Знания, навыки - все это дать можно. Но тепличные условия лишают его возможности социализации. Он должен учиться общаться.
У нас очень много одаренных детей. Они перепрыгивают в развитии сверстников, с которыми им неинтересно в интеллектуальном плане. Но проблема еще и в том, что нет специально обученных педагогов, которые способны работать с нестандартными ребятами. Рядовому учителю трудно со всезнайкой, который, изучая, к примеру, биологию, интересуется только пауками. Он о них знает все. Учитель же, с его объемом работы, физически не может себе позволить вникать в тонкости науки о насекомых. Поэтому и выглядит порой глупее ученика, который на каждом уроке задает какие-то непонятные для преподавателя вопросы. Это мало кому понравится. Мне, как
школьному психологу, чтобы помочь детям, приходится работать и с учителями: правильно их настраивать, учить не принимать вопросы детей в штыки, идти навстречу. Самое главное - привить любовь к учебе, зародить в мозгах не желание получить пятерку, а стремление к знаниям.
Л. Новикова: - Мария Монтессори, по программе которой работает наш детский сад, сказала: «Учиться никогда не рано. Помоги мне это сделать самому». Советую родителям: предоставьте ребенку возможность самому решать свои проблемы: одеваться, завязывать шнурки, держать ложку. Дайте шанс сделать выбор: собирая в детский сад, предложите два варианта одежды. Советуйтесь с ним. Пусть он почувствует свою значимость. Первого июня был задан вопрос: от кого нужно защищать детей? Да от самих себя, от излишней родительской опеки. Любить ребенка - это важно, а делать все за него, предотвращать любую возможность принять самостоятельно решение - это глупо.
М. Лимаренко: - Что же нужно сделать, чтобы вырастить гения?
Л. Новикова: - Не путать любовь с гиперопекой.
Л. Калатур: - Дать попробовать себя в каком-то деле. Есть такая притча. Человек умирает и попадает на небеса. Небесный служитель спрашивает, кого бы он хотел увидеть. «Лучшего в мире полководца всех времен и народов», - отвечает человек. Служитель показывает ему скромного мужчину. «Какой же он полководец, это же мой никчемный сосед, умерший две недели назад?» - «Если бы ему дали хотя бы раз покомандовать ротой, он мог бы стать самым великим военачальником».
А. Искак: - Мне нравится одна фраза: не надо воспитывать детей, надо воспитывать себя, потому что дети все равно будут похожи на родителей. По-моему, она все объясняет.
А. Аширов: - Надо быть достойными своих детей. Исключить из жизни
агрессию, негатив, ложь, недоверие. Исповедовать только любовь. Мы в ответе за будущее наших сыновей и дочерей.
С. Латыпова: - Надо видеть в своих детях чуть больше, чем видят другие. И помочь божьему дару развиваться.

М. Шубаева: - Взрослые, доверяйте детям, верьте в них - и тогда они вас никогда не подведут.

Ж. Оразымбекова: - Не стараться воплотить в детях свои нереализованные возможности. Надо помочь им достойно пройти выбранный ими путь.

В. Берульцева: - Развитие таланта - это большие вложения. Поэтому хочется, чтобы со стороны государства была оказана поддержка, а педагоги уделяли талантливым детям больше внимания.

С. Берульцева: - Учиться.

Н. Романова: - Любовь и труд - вот два главных компонента, которые служат базой для развития способностей. Надо предоставить возможность ребенку нащупать интерес, а потом помочь его развить. Сейчас открываются школы Назарбаева, в детских центрах работают кружки и секции. И все это бесплатно. И работают там мастера. Если у ребенка есть дарование, то нужно воспользоваться их услугами.

М. Лимаренко: - Мы смотрим на наших детей не только как на родительскую опору, но и как на будущее страны. А такое достояние республики, как одаренные дети, - это шанс на прекрасное завтра Казахстана. Они - талантливые, грамотные, замечательные - уже сегодня мечтают о том, чтобы поднять авторитет нашего государства, сделать его более могущественным, уважаемым, независимым. Именно на их плечи ляжет забота о том, как избавить страну от многих негативных моментов дня сегодняшнего и создать комфортные условия для жизни в ней как гениям, так и простому народу. Люди во все времена верили, что все несбывшиеся надежды взрослых непременно реализуют дети. И мы тоже, конечно же, верим.

О. Алексеева

фото Р.Хайбуллина

Источник: газета Южный Казахстан, 20 июн 2013



Читайте по теме
14 окт 2015
В луче софита я исполню вам романс...
02 сен 2015
Европа аплодировала стоя
19 июн 2015
Лето, солнце, дети
27 мая 2015
Пока не погасли огни рампы
18 Фев 2015
Я вдохновенно Пушкина читаю, его пою, рисую и играю!
Тематический архив






Карта Шымкента (со спутника)